Яндекс.Погода

 
 

           

 

Free counters!

кто сейчас на сайте

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 

   

 

 

 Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха 

I. Исторический очерк развития вентиляции и кондиционирования.

Изобретение вентиляции невозможно датировать определенным веком или тем более годом. Уже население Древнего Египта обнаружило преимущества вентиляции для очистки воздуха от пыли и посторонних запахов. Резчики по  камню, которые работали в закрытых помещениях, страдали заболеваниями верхних дыхательных путей значительно чаще, чем те, которые работали на открытом воздухе.

В первом веке до нашей эры в Древнем Риме начали использовать систему отвода дыма в качестве системы отопления зданий. Такие системы явились прообразом  современных «теплых полов».

В период Средневековья люди стали понимать, что воздух в помещении может передавать болезни среди людей, которые находятся в переполненных комнатах. В 1777 году французский химик Антуан Лавуазье выявил, что причиной плохого самочувствия людей является не сокращение кислорода в воздухе, а переизбыток углекислого газа.  Чтобы избежать этого явления, необходимо было регулярно проветривать помещения.

На протяжении длительного времени существовало две точки зрения по поводу задач вентиляции:

 1. С точки зрения архитекторов и инженеров системы вентиляции должны исключать противные запахи, насыщать воздух кислородом и препятствовать накоплению углекислого газа. При этом они не должны портить интерьер помещения и не занимать много полезной площади.

2. С другой стороны, врачи были уверены в том, что вентиляция должна в первую очередь защищать человека от болезнетворных микроорганизмов, находящихся в воздухе.

100 000 лет назад человек научился пользоваться огнем, чтобы согреться. Наравне с острым вопросом, как не замерзнуть зимой, людей также волновала проблема, как остудить жилище жарким летом. В подтверждение этих слов найдены исторические документы, которые показывают, как он охлаждался в те времена. Никаких механических попыток искусственно понизить температуру воздуха до 19 века не предпринималось. Так, для создания прохлады в Римской Империи использовался снег и лед, принесенный с горных вершин. В Индии на окна вешали влажные циновки, чтобы вода, испаряясь, дарила драгоценную влажность и спасала от зноя в комнате.

С развитием систем вентиляции люди поняли, что постоянный свежий воздух в помещениях – это еще не все, что нужно для уютного и комфортного проживания в доме. Они стали искать различные способы управления микроклиматом в квартирах, загородных домах и офисах, исключая любое влияние внешней окружающей среды.

Развитие кондиционирования воздуха в помещениях началось с изобретения морозильных паровых установок. Одни из самых ранних паровых морозильников были спроектированы Чарльзом Телье во Франции. Дэвид Бойль в 1870 году успешно получал лед с помощью своего парового агрегата, который использовал аммиак. Рауль Пиктье запатентовал технологию получения льда с помощью двуокиси серы.

После второй мировой войны кондиционирование воздуха приобрело широкие масштабы. Оно стало доступным и для среднего класса.

II. Востребованность профессии.

В условиях нехватки квалифицированной рабочей силы профессия монтажника систем вентиляции и кондиционирования воздуха занимает особое место. Специалисты в этой области востребованы на предприятиях таких направлений:

- строительство;

- транспорт;

- сельское хозяйство;

- промышленность

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- курортное строительство;

Риск безработицы возможен в случае недостаточной квалификации и отсутствия опыта работы.

III. Характеристика профессии.

Сортировка прямых и фасонных частей воздуховодов, болтов и гаек. Перерезка и перерубка профильной стали. Укрупнительная сборка узлов с помощью ручного и механизированного инструмента. Сверление или пробивка отверстий в конструкциях. Установка креплений. Установка и заделка кронштейнов. Транспортировка деталей и узлов воздуховодов. Зацепка грузов инвентарными стропами. Установка прокладок и сборка фланцевых и бесфланцевых соединений воздуховодов и оборудования с применением ручного инструмента. Монтаж гермодверей, шиберов, заслонок, воронок, кожухов, дефлекторов, зонтов, мягких вставок, виброизоляторов и других узлов системы. Установка постаментов, рам и площадок под калориферы, вентиляторы и другое вентиляционное оборудование. Монтаж огнезадерживающих, лепестковых и автоматических обратных клапанов. Установка ограждений движущихся частей оборудования. Установка подвижных и неподвижных жалюзийных решеток. Разборка и сборка отдельных узлов оборудования для ревизии. Крепление конструкций с помощью монтажного поршневого пистолета. Комплектование воздуховодов и фасонных частей по бланкам. Монтаж воздуховодов из винипласта, на бандажном и реечном соединениях стекловолокна и металлопласта. Монтаж кондиционеров всех типов из отдельных готовых камер, секций и узлов. Выверка систем вентиляции и оборудования. Подгонка по месту элементов монтируемых систем. Изготовление по месту патрубков и переходов.

Монтаж механизмов для открывания фрамуг. Монтаж вентиляторов более №6,5. Натягивание текстотропных ремней на шкивы вентилятора и электродвигателя с центровкой шкивов. Балансировка вентиляторов с проверкой на ходу. Монтаж выхлопных шахт на кровле здания с проходом через кровлю. Выполнение эскизов и монтажных схем. Производство замеров с натуры. Разбивка осей установки воздуховодных систем и оборудования. Проверка работы и регулирование смонтированных систем и оборудования. Разметка сложных переходов для изготовления по месту. Проведение аэродинамических испытаний воздуходувных систем.

Должен знать назначение основных деталей, узлов систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; правила строповки и перемещения грузов; назначение слесарного инструмента; способы соединения вентиляционных деталей; технологию монтажа воздуховодов и устанавливаемого оборудования; устройство монтажных поршневых пистолетов и правила их применения; правила монтажа заслонок с ручным и механическим приводом, обратных клапанов, шиберов, дроссель-клапанов, мягких вставок, дефлекторов;  принципы работы монтируемых систем и их элементов.

IV. Характеристика труда.

Тип профессии – «человек-техника». Работа в помещении и вне помещения с возможным воздействием неблагоприятных факторов производственной среды: низкая и высокая температура окружающего воздуха, сильный ветер, дождь, снег, туман, гололед, шум, работа на высоте, работа с ручным электрифицированным и пневматическим инструментом. Монтаж оборудования больших габаритных размеров и большого веса. Режим работы в зависимости от утвержденного проекта производства работ может быть обычным и сменным (возможно и в ночное время). При сменном режиме работы график работы – скользящий. Выходные дни при этом могут не совпадать с общепринятыми. Работа требует применения значительных усилий, поэтому рекомендована только для мужчин старше 18 лет.

V. Возможности и перспективы профессиональной карьеры.

Профессиональная карьера выпускников начинается на стадии обучения в учебном заведении и во время прохождения производственной практики.

Профессиональная карьера развивается последовательно:

1-й шаг – получение профессионального образования;

2-й шаг – приобретение профессионального опыта;

3-й шаг – повышение квалификации;

4-й шаг – получение высшего образования;

Для специалистов с опытом работы  и соответствующим образованием открываются следующие возможности карьерного роста:

- бригадир;

- техник;

- инженер;

- руководитель подразделения;

- руководитель предприятия;

- научный сотрудник, конструктор, проектировщик;

Профессию монтажника систем вентиляции и кондиционирования воздуха можно получить в Симферопольском высшем профессиональном училище электронного и промышленного оборудования при наличии базового общего среднего образования.  Срок обучения 3 года. СВПУ ЭПО является единственным учебным заведением в Крыму, где производится подготовка по данной профессии.

VII. Требования к индивидуальным особенностям.

Профессионально-значимыми являются следующие качества: ответственность, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, пунктуальность и умение быстро и точно действовать в нештатных ситуациях.  

VIII. Медицинские противопоказания.

Обучение и профессиональная деятельность по данной рабочей профессии имеет медицинское ограничение для лиц, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы ( нарушения кровообращения, частые сердечные приступы, гипертонические кризы) и опорно-двигательного аппарата ( нарушения двигательных функций), органов дыхания ( склонность к частым простудным заболеваниям), органов зрения и слуха, нервной системы.

 

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2014
Выпуск №3 ЕТКС
Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации